1. Концептуальные основы информатизации процесса обучения в средней школы Цель Повышение качества образования за счет внедрения современных педагогических и информационных технологий. задачи : - создание материально-технических и информационных условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; - повышение квалификации ИПР в области информационных технологий и компьютерной грамотности; - создание банка программно-технических средств - разработка собственных обучающих ресурсов; - внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий. • Укрепление и модернизация материально–технической базы учреждения, • Создание локальной информационной сети, включение в сеть Интернет, • Создание информационной и учебно – методической базы, • Информатизация и оптимизация методов обучения и воспитания, • Формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, • Повышение качества успеваемости • Повышение качества профессиональной и общеобразовательной подготовки за счет внедрения новых технологий в образовательный процесс • Повышение творческой активности педагогов и и учащихся • Формирование информационной культуры (приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий) руководящих, педагогических работников и обучающихся.

2. Информационная культура как целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека Сегодня важнейшей стратегической задачей модернизации образования является повышение качества учебного процесса, что невозможно без его многократной информатизация, которая призвана существенно повысить уровень подготовки будущих специалистов и обеспечить формирование у студентов базовой информационной культуры. При этом информатизацию необходимо понимать не только как сложный процесс овладения информационными технологиями, как одну из человеческих ценностей современно¬го общества, представляющую собой необходимое условие эволюции системы высшего профессионального образования в целом. В условиях интеграции информационных педагогических технологий у педагогов расширяется спектр возможностей, появляются действенные механизмы управле¬ния самостоятельной познавательной деятельностью студентов, что по-существу отсутствовало при традиционных подходах к обучению. В связи с этим необходимо эффективное решение вопросов о объеме, качестве, количестве и способах получе¬ния и представления учебной информации студентам, требуют переосмысления существующие подходы к интеграции, информационных и педагогических технологий. Новая роль информационной культуры в педагогической деятельности как умения работы и структурирования информации, смещает целевые установки обучения с запоминания большого объема программного материала на умение осуществлять его поиск и осмысление, определение какая именно информационная технология необходима для решения конкретных учебных и прикладных профессиональных задач. Следовательно, обозначена проблема перераспределения знаний между компьютером и человеком, формирования и развития у будущих специалистов информационно-аналитических способностей и умений, составляющих базовую информационную культуру. Одним из приоритетных направлений совершенствования качества подготовки будущих специалистов мы рассматриваем проектирование развития базовой информационной культуры будущего специалиста. В словаре профессионального образования под информационной культурой предлагается понимать – знания и навыки эффективного поиска и использования человеком различного рода информации. На взгляд многих ученых это весьма одностороннее определение данной категории. Мы считаем, что будущего специалиста может быть представлена гораздо информативно достаточно целостная подсистема общей и профессиональной культуры человека, имеющая следующую структуру: 1. аксиологического, подразумевающего принятие на личностью гуманистической ценности информационной деятельности человека; 2. коммуникативно-этического, характеризуемого достаточной культурой общения и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием широких возможностей телекоммуникационного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений; 3. познавательно-интеллектуального, состоящего из компетенции в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления; 4. прогностического, предполагающего возможность предвидения результатов информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях; 5. прикладного, характеризуемого использованием потенциала информационных и педагогических технологий для наиболее эффективного решения учебных и профессиональных задач, освобождения студента и педагога от выполнения рутинных операций; 6. правового, включающего знания и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание персональной ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами.

4 Психолого-педагогические основы использования ППС и ИОТ в учебном процессе Цель программы информатизации Обеспечение условий для массового использования ИКТ в образовательном процессе, формирование нового мышления учителя, создание методических и дидактических средств деятельности педагога, обеспечивающих эффективность, доступность и качество образования. Задачи и предполагаемые результаты программы информатизации: 1. Повышение качества образовательного процесса: Поиск, самостоятельная разработка, систематизация, апробация набора качественных средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, выстроенного на основе активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий (модульный конструктор для талантливого педагога). Принципы организации учебного процесса должны способствовать формированию академических ЗУН и обеспечивающих их формирование коммуникативных компетенций, в том числе:организация и проведение эксперимента;поиск, сбор, отбор и анализ информации;организация и представление информации; организациядискуссии и участие в дискуссии; выступление с использованием мультимедиа-презентации. 2) Повышение эффективности урока:оптимизация трудозатрат педагогов для подготовки урока; оптимизация темпоритма урока;за счет высвобождающегося времени появляется возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учащихся; улучшение качества наглядного материала,возможность организации и проведения виртуального эксперимента в ситуации, когда невозможен эксперимент реальный; организация самостоятельной работы учащихся (работа с различными видами информационных источников);сочетание различных видов деятельности в рамках одного учебного занятия (знакомство с новым материалом, закрепление через компьютерное тестирование, выполнение лабораторных интерактивных работ и т.д.). Соединение академического типа обучения с деятельностным. 3) Обеспечение профессионального роста учителя: повышение квалификационного уровня учителя (расширение информационного поля: знаниевого, методического)повышение ИКТ-компетентности (информационной, коммуникационной, технологической) учителя. 4) Формирование современной материально-технической базы (МТБ), обеспечивающей потребности образовательного процесса. 2. Создание единого информационного образовательного пространства ОУ: информатизация учебного, воспитательного процессов (конкурсы, проекты, клубы, медиацентр и др.), методической службы и управления учреждением. Субъекты информационного сообщества ОУ: учащиеся,родители;учителя; классные руководители; психологи; методисты;управленцыи другие службы ОУ. 3. Разработка и апробация новых форм и средств мониторинга современного образовательного процесса (но не отрицается использование средств, используемых сегодня профильной школой, например ЕГЭ). организация мест предъявления результатов учебной, творческой, исследовательской деятельности учащихся (конференции, фестивали, дискуссионные клубы, детские предметные кафедры и пр.); портфолио учащихся; портфолио учителя;аналитические срезы по общей информационной базе данных ОУ.

5. Сущность и содержание профессиональной информационно-технологической компетентности учителя математики Анализ действующих государственных образовательных стандартов по подготовке учителя математики в области информационных технологий показывает необходимость разработки новых подходов к оптимизации процесса обучения в связи с быстро развивающейся отраслью информационных технологий и ее внедрением в систему образования. Ряд современных исследователей (Б.Г. Ананьев, Э.А. Баллер, А.В. Батаршев, Л.А. Горшунова, В.М. Кроль, Ю.А. Кустов, А.А. Кыверялг, В.Э.Тамарин, Е.Ю. Захарова и др.) одним из направлений (условий) оптимизации учебного процесса называют реализацию дидактического принципа преемственности. Особую значимость проблема обеспечения преемственности приобретает в процессе информационно-технологической подготовки учителя математики. Согласно действующим государственным образовательным стандартам информатика и информационные технологии осваиваются студентами математического факультета педвуза в несколько этапов с временными разрывами. При этом отмечается отсутствие преемственности содержания и методов обучения между отдельными дисциплинами цикла. • Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить следующие противоречия: • между социальным заказом по подготовке учителей на основе компетентно-стного подхода и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов по его реализации; • между необходимостью оптимизации процесса подготовки специалистов и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее обеспечению; • между необходимостью обеспечения преемственности в процессе формирования информационно-технологической компетентности современного учителя математики и отсутствуем соответствующих методик. Информационно-технологическая компетентность учителя математики должна включать общепредметные (инвариантные) и предметно-ориентированные (вариативные) компетенции. При этом к общепредметным компетенциям следует отнести компетенции в следующих областях: ¦ стандартные средства обработки информации, ¦ средства разработки электронных учебных материалов, ¦ специализированные базы данных, ¦ средства компьютерного тестирования и диагностики, ¦ средства работы в компьютерных сетях.

6. Проблемы компьютеризации процесса образования Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения новых информационных технологий в школьном и вузовском образовании. При этом компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом проблем, которые с одной стороны связаны с неиспользованными возможностями информационной технологии, а с другой – несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера. Таким образом, с появлением новых, современных технических систем обнаружился диалектический скачок, приведший к возникновению качественно новых условий работы - условий, при которых человек уже не мог даже при мобилизации всех своих компенсаторных возможностей успешно решить возложенные на него задачи. Отсюда следует важный вывод: причиной низкой эффективности новой техники являлся не человек, который своими ошибками препятствовал ее успешному применению, а особенности ее использования в образовательном процессе. Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд наиболее интересные, проблемы компьютеризации обучения. Проблема соотношения объема информации (потока информации), который может предоставить компьютер пользователю (ученику или студенту) и объема сведений, которые пользователь может во-первых, мысленно охватить, во- вторых - осмыслить, а в-третьих - усвоить. Сюда же относится и проблема ориентации учащихся в потоке информации, предоставляемой компьютером., Наряду с этим возникает проблема темпа усвоения учащимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

7. Понятие и особенности электронной образовательной среды Предметом электронной педагогики является педагогическая система как информационно-образовательная среда нового типа. Структуру любой педагогической системы (античной, средневековой, современной) можно представить взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов. Так, каноническая педагогическая система, в которой протекает традиционный образовательный процесс, состоит, например, из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Это позволяет проводить исследование и разработку данного процесса как целостного педагогического явления. Структура же педагогической системы открытого образования - это логическое продолжение и развитие канонической системы. Изменяется лишь содержание элементов: целей, содержания образования и человеческого фактора - обучающегося и обучаемого. Цель образования. Цель современного образования: развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение социально-ценностной активности личности; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институцианальных образовательных системх). Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой соответствующими образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д. Цель - это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования. Цель образования выполняет системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора цели в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения. Формулирование педагогической цели отвечает на вопрос: для чего учить? Какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок (7)? Нельзя, минуя описание или формулирование цели, сразу конструировать учебные планы, программы, разрабатывать пособия и другие учебно-методические средства (8). Исходя из современных методологических принципов организации сложных систем, такой поход не может дать ничего, кроме сумятицы и путаницы, бесконечных дискуссий и формального теоретизирования, т.к. в системе отсутствует системообразующий элемент - цель. Педагогика, по А.С.Макаренко, есть наука целесообразная. Цель образования можно выразить в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектов, на которых оно проявляется. Лишь под заданный уровень необходимой будущей профессиональной квалификации выпускника есть возможность разработать требования к качествам его личности на любом уровне обобщения и конкретизации: квалификационную характеристику, профессиограмму или модель специалиста. Цель в педагогической системе может быть поставлена диагностично, но поставить ее необходимо достаточно точно и определенно. Только тогда потом можно однозначно построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время и сделать заключение о степени реализации цели.

9. Мультимедийный программно-методический комплекс (МПМК). Мультимедийная программно-педагогическая среда (МППС). - Мультимедийный программно-методический комплекс (МПМК) - мультимедийная система, логически и дидактически синхронизированная с информационным массивом предметного курса, представляющая собой совокупность взаимосвязанных прикладных программных продуктов, предназначенных для создания условий педагогически активного воздействия преподавателя на обучаемого. Данное дополненное определение обладает более расширенным пониманием категории МПМК, так как в нем раскрывается сущностное содержание мультимедийной системы не только как набора отдельных программно педагогических средств, реализующих частные задачи, но и как совокупность логически и дидактически взаимосвязанных прикладных программных продуктов, имеющих цель создать условия для более качественного усвоения обучаемыми учебного материала. - Мультимедийная программно-педагогическая среда (МППС) - мультимедийная, виртуально созданная среда, представляющая собой совокупность различных программных, дидактически взаимосвязанных объектов, предназначенных для реализации учебного процесса с применением мультимедиа средств и учитывающих психолого-педагогические особенности обучения учащихся. Авторское определение обладает более расширенным пониманием данной категории, так как в ней раскрывается основная структура МППС, состоящая из логически и дидактически взаимосвязанных прикладных программных продуктов, которые необходимы для создания условий более качественного и эффективного усвоения обучаемыми учебного материала.

10. Педагогические программные средства (ППС) и их классификация Одним из перспективных способов повышения эффективности процесса обучения является его автоматизация, т.е. использование в качестве средства обучения современной вычислительной техники. Рассмотрим понятие педагогические программные средства (ППС) ППС – дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники. В состав ППС входят: программа (совокупность программ), направленная на достижение заданных дидактических целей при обучении той или иной учебной дисциплине; комплект технической и методической документации; набор вспомогательных средств (не обязателен). Классификация ППС: - Обучающие программы – направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений; как правило, они предполагают усвоение новой информации; - Тестовые программы – предназначены для диагностирования, оценивания или проверки знаний, способностей и умений; - Тренировочные программы – рассчитаны на повторение и закрепление пройденного, не содержащие нового учебного материала; - Программы типа «микромир» - это воображаемая учебная среда, создаваемая при участии учителя. В учебной деятельности при использовании ППС преподаватель и обучаемый получают дополнительные возможности: Для преподавателя: реализация различных методов обучения, осуществление постоянного и непрерывного контроля процессом усвоения знаний, управление учебной деятельностью. Для обучаемого: возможность вести работу в оптимальном темпе, выбирать метод изложения, управлять процессом обучения, видеть результаты своих действий. 11. Компьютерные учебные программы и их классификация Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения следует различать: по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе; по структуре; по организации текста;по характеру представляемой информации;по форме изложения;по целевому назначению;по наличию печатного эквивалента;по природе основной информации;по технологии распространения;по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания. В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [3]: программно-методические (учебные планы и учебные программы); учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ); обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций); вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения). Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующие программы, базы данных) Электронные издания по структуре подразделяются на: однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе; многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению; электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении. Учебные электронные издания по организации текста подразделяются на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность студента, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией. По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия, книга для чтения и др. По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы: конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения; программированные учебные издания, которые, по существу, и представляют собой в этой классификации электронные издания; проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления; комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей. По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы: для школьников;для бакалавров;для дипломированных специалистов;для магистров;для взрослых. Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня. Так, подготовка бакалавров требует.

12. Электронный учебник и электронное издание, особенности их использования в учебном процессе средней школы Остановимся на преимуществах и недостатках электронного пособия по сравнению с печатным. Существенных недостатков у электронного учебника два: необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ним, прежде всего - компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором, а иногда дополнительно также дисковода для компакт-дисков и/или сетевой карты или модема для работы в локальной или глобальной сети; непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором. Достоинств электронных учебников гораздо больше. К ним можно отнести: Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию студента, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений. Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы. Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника, как указано в следующем пункте. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний. Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника. Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании процессов. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства. 13. Основные разделы электронных изданий и их характеристики Структура электронных учебников В настоящее время много издано печатных учебников по разным школьным предметам. Но, тем не менее, некоторые авторы отмечают их низкий уровень по отдельным предметам. Так, по мнению В.К. Совайленко (учитель математики) в школе нет хороших учебников по математике. По химии также ведутся занятия по учебникам, не нашедшим положительной оценки у учителей. Говоря о качестве школьных учебников, ректор МГТУ им. Баумана И.Б. Федоров отмечает: “В отечественных школьных учебниках по математике и физике сквозь текст зачастую приходится “продираться”. При изложении материала, как правило, идут не от смысла, а от формы”. Поэтому оправдан постоянный поиск новых форм организации учебного материала в учебниках. В любом учебнике (электронном и печатном) выделяются две основные части: содержательная и процессуальная. В электронном учебнике к ним добавляются еще две части: управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный; моделирующий компонент позволяет применять знания к решению практических задач, моделировать изучаемые явления, процессы. Контрольно - закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит:слой, обязательный для изучения;слой для более подготовленных пользователей;слой для более глубокого изучения определенных разделов;вспомогательные слои;специальный слой «Основные понятия и определения», дополнительный слой рекомендаций по применению полученных знаний. Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала..

14 Электронный учебник как средство обучения Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно: учебный материал излагается из определенной области знаний; этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры; материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника. Имеется мнение о том, что некоторым учителям не нравится термин “электронный” учебник. т.к. имеется и печатный учебник. Эти авторы предлагают термин “электронное издание”. Но слово “издание” также предполагает печатную продукцию. Не стоит бояться новых терминов, включающих известные понятия. Меняется жизнь, меняются технологии. И ко всем изменениям надо относиться с пониманием. Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. На наш взгляд они состоят в следующем. 1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. 2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено около 50 иллюстраций. В новом мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. 3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. 4. Электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации 5. Доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети. 6. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Наример, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. Так, например, функции и графики изучаются в школе с 7 по 10 классы. На бумажных носителях имеется четыре учебника для соответствующих классов, в каждом из которых имеется наряду с другими темами и учебный материал по функциям и графикам. Электронный учебник может объединить весь изучаемый материал по этой теме с 7 по 11 классы. Такой ЭУ можно использовать и для самостоятельных занятий, для подготовки к сдаче экзаменов, на уроках, для подготовки к сдаче экстерном.

15. Методика оценки качества ППС В настоящий момент существует множество способов оценки качества ППС, продолжают совершенствоваться методы прогнозирования эффективности обучения с помощью того или иного средства. Однако, более гуманным и перспективным представляется оценивание эффективности и корректировка обучающих воздействий не после использования ППС, а в течение всего времени работы с ним. На этой идее основывается разработка самонастраивающихся моделей процесса обучения, корректировка и оценка эффективности которых производится с помощью специальных тестов и многоуровневой системы оценок.Говоря об эффективности обучения, необходимо отметить, что исследователи этой проблемы выделяют три основных вида эффективности: дидактическую, временную и экономическую. В диссертационном исследовании будет идти речь, в основном, об эффективности дидактической, т.е. о повышении качества знаний обучаемого. Как отмечает Н.Ф.Талызина, "внедрение технических средств обучения -не самоцель. Их применение оправдано только в том случае, если это приводит к повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателем и учащимися, финансовые расходы. Качество обучения - главный критерий эффективности учебного процесса" Главными целями обучения (как традиционного, так и с использованием компьютера) являются развитие мышления ученика и передача ему определенного набора знаний, умений и навыков. Для успешного достижения этих целей процесс обучения основывается на следующих принципах - целенаправленности; - научности, систематичности и последовательности; - сознательности и активности учащихся; - наглядности; - прочности; - доступности; - учет в обучении индивидуальных и возрастных особенностей школьника; - коллективный характер обучения; - выбор оптимальных форм, средств и методов. Исходя из этих принципов разрабатываются и принципы компьютерного обучения. Так, в концепция компьютеризации образования описывается через совокупность принципов: Принципы, относящиеся к системе обучения в целом: - системности, - онтодидактической трансформации учебного материала, - гуманитаризации, - фундаментализации содержания обучения, - проектирования и организации свободной ценностно-ориентированной деятельности и др. 2. к субъекту деятельности: - максимальной автоматизации и повышения производительности труда педагога, расширения его дидактических возможностей, - оптимального распределения функций между средствами вычислительной техники и педагогом и т.д. 3. к средствам деятельности: - гибкой проблемной ориентации на реализацию требуемых целями дидактических систем и т.д. 4. к объекту деятельности: - самодеятельности, - свободы выбора форм и методов познавательной деятельности, - индивидуализации обучения и т.д. При учете перечисленных принципов использование компьютера как средства обучения способствует повышению наглядности и доступности при изложении материала, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся при коллективных формах обучения.

16. ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩИМ ПРОГРАММАМ эффективность компьютерной поддержки: по экономии времени учащегося (за счет калькулятора, графики и т.п ).по количеству информации для индуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных задач, генератора примеров и т.п.);по глубине трактовки вопросов программы;по предоставлению возможностей для создания новых методик преподавания и модернизации; содержания учебных курсов;по возможности выхода в смежные области знаний; методические свойства: по простоте освоения программы и работы с ней;по адекватности языка и обозначений, используемых в программе предметной области;по соответствию стандартным требованиям к интерфейсу; по открытости, т.е. возможности расширения круга решаемых задач;по воздействию на методику преподавания, возможности повысить преподава¬тельское мастерство; качество экранного дизайна: по лаконичности, аскетизму, академическому стилю (см. требования к интерфейсу); по обоснованности цветовых решений (с точки зрения медицины, психологии, эргономики);по оптимальности количества информации на экране; экономическая обоснованность: по кругу предполагаемых пользователей (мощность рынка); по конкурентоспособности; по открытости для модификаций и дополнений последующими верси¬ями и разработками; диалоговый интерфейс: гибкость диалога, т.е. возможность пользователя приспособить диалог под свои нужды и адаптировать систему; ясность, наглядность, логичность диалога, т.е. возможность легко понять ос¬новы функционирования программы за счет того, что система предоставляет структурированный список своих функций, способна объяснить свое состоя¬ние и действия;легкость обучения и использования, т.е. возможность учиться пользованию программой в процессе работы за счет того, что программа предоставляет помощь и обрабатывает все возможные ошибки пользователя;надежность, т.е. наличие защиты данных, устойчивость к ошибкам учащегося и оборудования, наличие защиты от некорректных действий;стандартизация интерфейса, т.е. сходство с существующими стандартами типа IBM, MS Windows и др. Критерии выбора программных оболочек: соответствие программы учебному плану и глубина его проработки;использование смежных областей знаний;простота освоения ЭУ;соблюдение стандартов при программировании интерфейса;соответствие обозначений программы данной предметной области;открытость, т.е. возможность внесения изменений в готовую программу.

17. Критерии оценки качества и Педагогическая эффективность ППС, см 15 вопрос

24. Использования динамических чертежей в обучении математике Среди перспективных направлений внедрения информационных технологий в процесс обучения геометрии выделим использование интерактивной геометрической среды, под которой понимается программное обеспечение, позволяющее выполнять геометрические построения на компьютере таким образом, что при изменении одного из геометрических объектов чертежа остальные также изменяются, сохраняя заданные между собой соотношения неизменными. Кроме указанной отличительной черты интерактивных геометрических сред, они обладают также возможностями более наглядного оформления чертежа, анимации и др. Система операций интерактивных геометрических сред совпадает с системой операций, характерной для самой геометрии (построить прямую, проходящую через точку; провести окружность заданного радиуса с центром в точке А и т.д.). При этом ИГС обладают расширенным по сравнению с геометрией «на бумаге» набором элементарных операций (включающим, например, деление отрезка пополам или вписывание треугольника в окружность). Этот, во-первых, даёт возможность учащимся знакомиться с математическими понятиями прямо в процессе работы, выявляя их сущностные характеристики, получая «интуитивный опыт». А, во-вторых, значительно упрощает построение модели геометрической задачи, т.к. единственное что требуется – последовательно выполнять в интерактивной геометрической среде операции, указанные в качестве условий задачи. В настоящее время существует несколько интерактивных геометрических сред, каждая из которых имеет как свои сильные стороны, так и недостатки. Программа "Живая математика" (до 2006 года - "Живая геометрия") – это русская версия популярной американской ИГС "Geometer's Sketchpad", разработанной фирмой Key Curriculum Press. Это одна из первых ИГС. Программа обладает хорошими демонстрационными возможностями, позволяющими наглядно управлять поведением сложных моделей. Визуальное построение сложных математических выражений (только при помощи мышки) также является сильной стороной этой программы. Ещё одной сильной стороной являются операции трансформации (такие как параллельный перенос, вращение, отражение, изменение пропорций). Подобные операции отсутствуют в большинстве ИГС. В то же время "Живая математика" несколько сложна в управлении и обладает устаревшим интерфейсом. Наблюдается отсутствие некоторых стандартных для ИГС операций (например, построения окружности через 3 точки). Отсутствие функции автоматического сокрытия/показа геометрических объектов по условию (также довольно типичной) приводит к необходимости применения сложных ухищрений, чтобы всё-таки обеспечить такое поведение моделей. В "Живой математике" отсутствует возможность запретить использование некоторых инструментов, что значительно ограничивает сферу ее применения для создания интерактивных задач на построение.
Используются технологии uCoz